Российские коллекционеры боятся антикварной мебели, считают галеристы

8 апреля 2011

 

РИА Новости, Мария Ганиянц. Богатые россияне боятся окружать себя антикварной мебелью, предпочитая итальянскую штамповку, рассказала РИА Новости Кристина Краснянская, владелица галереи "Эритаж", где до конца мая проходит выставка "Heritage-Interior-Art. Диалектика интерьера".
"Выразить свою индивидуальность через интерьер возможно, лишь смешав стили и эпохи. В современных интерьерах соседствуют артефакты из древнего Китая, европейская мебель XVIII века, ар-деко и современное искусство. На стенах российских особняков - миллионные шедевры живописи, а в гостиных - итальянская штампованная мебель", - поделилась своими наблюдениями Краснянская.
Она объяснила, что у москвичей существует иррациональный страх перед старой мебелью.
"Считается, что старая мебель - это рухлядь, которая аккумулирует дурную, чужую энергетику: если кровать, то на ней обязательно чья-то бабушка умерла", - призналась Краснянская.
 
По ее словам, в домах наших соотечественников антиквариат безжизнен как в музее, тогда как в Европе и Америке старинными предметами пользуются в повседневной жизни. "Чтобы старый комод зажил новой жизнью, его нужно вписать интерьер другой эпохи, а стол должен оставаться столом, даже если он стоит миллион", - добавила Краснянская.
Она заявляет, что цель выставки "Диалектика интерьера" - показать российским любителям искусства, что эклектика - главный тренд современности. Творения лучших дизайнеров ХХ века - Филиппа Икили (Philippe Hiquily), Джо Коломбо (Joe Colombo), Хайме Айона (Jaime Hayon) и Фабио Новембре (Fabio Novembre), соседствующие в галерее "Эритаж" с шедеврами мастеров XVIII века, Жана-Франсуа Эбена (Jean-Francois Oeben) и Мартина-Гийома Бьенне (Martin-Guillaume Bienne), в мае будут распродаваться на аукционе, хотя найдутся ли для них покупатели, пока не ясно.
Культ штамповки
Клиенты из России готовы выложить немалые деньги за мебель, но новую, которая близка и понятна, - фабричные изделия Armani Casa и Francesco Molon, утверждают галеристы-антиквары.
"Однако если вы покупаете Armani, то его рыночная цена сразу падает на 90%, а мебель ар-деко ежегодно дорожает на 20%", - отмечает Ксения Нагонова из галереи Transatlantique, которая выставила на проходящем с 16 по 24 апреля Антикварном салоне в ЦДХ изысканный обеденный гарнитур ар-деко (стол и восемь стульев) Жюля Леле (Jules Leleu).
Цена гарнитура - 15-20 тысяч евро, а за один стол Armani Casa, которых ежегодно производится десятки тысяч, придется выложить не меньше 30 тысяч евро, отмечают в галерее.Правда, в России существует спрос на классические вещи XIX века и копии XVIII века, добавляет Сурия Садекова, автор монографии "Моя дорогая мебель: Искусство покупать антиквариат". "Хотя копии мебели XVIII века, сделанные в XIX веке, с технической точки зрения иногда лучше оригинала, в них нет изначальной мысли мастера. Какая уж тут индивидуальность, у нас приверженность к новоделу и дурновкусие. С другой стороны, наши люди приобрели хороший вкус в одежде, стали разбираться в часах, винах: есть надежда, что и мебель они тоже начнут ценить", - отметила Садекова.
Стол как личность
Главное правило грамотного коллекционера - не покупать проходную вещь, а шедевр - всегда индивидуальность, имя, инвестиции, напоминает Виктор Гасту (Victor Gastou), совладелец одной из самых влиятельных парижских галерей Galerie Yves&Victor Gastou.
"В коллекции певицы Мадонны есть вещи 40-х годов и произведения 60-70-х годов ХХ века, но все предметы уникальны - и всегда с сумасшедшинкой, и, как правило, в единственном экземпляре", - рассказал РИА Новости Гасту.
Ар-деко считается последним большим стилем в искусстве; такие предметы, по словам галериста, собирают Билл Гейтс, модельер Карл Лагерфельд, актеры Сельма Хайек и Ричард Гир, магнат Бернар Арно, экс-президент Жак Ширак.Причину популярности мебели ар-деко Гасту объясняет тем, что "это стиль Людовика XV и Людовика XVI, но освобожденный от барочного излишнего орнамента, при этом он связывает традиции прошлого с современностью".
В России, сокрушаются эксперты, людей, которые живут в индивидуальных интерьерах, можно пересчитать по пальцам. Это рестораторы Аркадий Новиков и Андрей Деллос, Дмитрий и Елена Маликовы, адвокат Александр Добровинский, фотограф Илона Столье.
Мягкий микс
Впрочем, умение грамотно сочетать антиквариат и современное искусство возникло лишь во второй половине ХХ века, когда появилась дизайнерская мебель, прежде были приняты "исторические интерьеры", выдержанные в едином стиле.
В 60-е годы, еще до того, как рынок признал, что мебель - произведение искусства, Филипп Икили придумал для нее ограниченный тираж. На выставке "Диалектика интерьера" можно увидеть его стол (55 тысяч евро) и диван (45 тысяч евро), существующие в 12 экземплярах, а также консоль, которая была сделана только одна.
В 70-80-е годы ХХ века дизайнер Жак Гранже (Jacques Grange), работавший с Ивом Сен-Лораном и принцем Монако, ввел мягкий микс мебели XVIII и XIX века.Чтобы произведения современных дизайнеров были признаны полноценным искусством и получили доступ в дома элиты, также потребовалось немало времени.
Виктор Гасту рассказал, как его галерее приходилось воспитывать вкусы парижской публики. "Современная политика галереи началась в 1984 году, когда мы выставили работы мэтра итальянского дизайна 80-х годов Этторе Соттсасса (Ettore Sottsass), разрушившего все правила в мебельном искусстве. Люди останавливались у витрины, фотографировались, смеялись и ничего не покупали. На следующей экспозиции мы выставили произведения Рона Арада (Ron Arad) из бетона: люди останавливались, фотографировались, смеялись и не покупали. Потом - крупнейшего японского дизайнера ХХ века Широ Курамату (Shiro Kuramata). Его работы стали продаваться немногим лучше, но не более того. Кстати, его кресло из плексигласа в красных маках мы продали за 1,5 тысяч евро (на сегодняшние деньги), а сейчас оно стоит 180 тысяч евро, и за ним стоит очередь из покупателей", - вспоминает Гасту.
По его словам, до начала 90-х годов галерея упорно продвигала мебельный авангард, но когда грянул кризис и у владельца закончились деньги, "пришлось подкорректировать концепцию и начать продвигать итальянских дизайнеров 50-60-х годов - например, Джо Понти (Gio Ponti), -которые оказались востребованы". Сейчас, утверждает галерист, хорошо продаются итальянцы 80-90-х годов, мастера французского футуризма 60-70-х годов, ар-деко 40-50-х годов и ультрасовременные дизайнеры ХХI века.
Он добавил, что среди мебельных коллекционеров востребован, с одной стороны, скандинавский дизайн, с другой - металл и скульптура (работы Филиппа Икили и Пола Эванса), а молодежь интересуется современными дизайнерами, Роном Арадом и Марком Ньюсоном.

Вернуться
Новости    все новости
20.06.2018
Где хранить одежду в офисе
подробнее
13.06.2018
Как организовать удобное хранение документов в офисе
подробнее
Посетители
Сейчас: 15
За сегодня: 262
Вчера: 269
За неделю: 2719
Всего: 787406